Талибан – режим, основанный на принципах «идеального государства» Платона.

К. М. Шурунов, Институт философии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, email: shurunov@mdis.ru

 

Доклад очерчивает базовые принципы «идеального справедливого государства», описанные в «Государстве» Платона. Далее доклад показывает, как эти принципы были внедрены в реальной жизни режимом Талибана в Афганистане. Отмечается также, что Талибан произошёл из движения Деобанди, которое совмещает религиозный мистицизм и фундаментализм - комбинация, представленная в этом диалоге Платона.

Ключевые слова: Платон, политика, государство, идеальное государство, Талибан.

 

Taliban - the regime based on principles of Plato's Republic.

K. M. Shurunov, Institute of Philosophy, Herzen University, email: shurunov@mdis.ru

 

The report outlines the basic principles of the "ideal just state" as they are presented in Plato's Republic. The report further shows how those principles were implemented in real life by Taliban regime in Afganistan. It is also noted that Taliban came from Deobandi movement, which combines religious mysticism and fundamentalism – the combination presented in this particular Plato's dialog.

Keywords: Plato, politics, Republic, ideal city, ideal state, Taliban.

 

Прежде всего необходимо отметить, что я не являюсь сторонником идей Талибана и не пропагандирую их. Движение Талибан признано террористическим в соответствии с законодательством РФ*. Данный доклад имеет описательный характер. Талибан рассматривается только как пример, формально соответствующий принципам идеального государства Платона.

Философия родилась из мистицизма. Мистическое мировоззрение утверждает: Истина существует, она постижима, но она не есть логический концепт, её невозможно выразить словами. Есть Истина, окружающая и соединяющая нас, и с помощью некого рывка можно её коснуться – в разных учениях это называется по-разному: касание Истины, просветление, восхождение и т.д. В момент касания Истины на человека снисходит понимание, что теперь он знает, что такое знать; ощущение абсолютного знания, постижения глубинной реальности, когда всё остальное становится подобным листьям на ветру. В этот момент окружающий мир воспринимается как нарисованные декорации, и проявляется то, что лежит под этим миром, то что составляет мир, то, что объединяет его. Касание Истины не относится к тому, что мы думаем, и даже не относится к тому, как мы думаем, и не к тому, что мы есть; оно относится к тому, что нас делает такими, какие мы есть. По словам Платона: "Так вот, то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины". В момент, когда мы касаемся этого, происходит просветление.

Мистическое прозрение невозможно описать словами. Это субъективный опыт, который каждый человек воспринимает и описывает по-разному. Платон (как впоследствии и один из классиков суфизма Сухраварди) воспринимал это как свет. Собственно, знаменитая аллегория пещеры в трактате "Государство" Платона - это и есть описание мистического прозрения.

Как и многие мистические течения, Платон сравнивает искателя истины с влюблённым, которому дорога истина сама по себе, а потому и дороги все её проявления. Такое же описание можно найти, например, в стихотворении "Рассказ о том, как Маджнун ласкал собаку, которая обитала на улице Лейли" из "Поэмы о скрытом смысле" Джалаледдина Руми.

"Когда душа предмета вам важна,

Любая станет раем сторона".

Здесь следует хотя бы вскользь отметить ошибку Платона. Он говорит: "...уже по самой природе дело меньше, чем слово, причастно истине". В этих словах, собственно, и заключается ошибка Платона — идея, что путь к Истине может состоять целиком из слов и умопостроений. Ошибка оказалась чрезвычайно плодотворной — из неё выросла вся европейская философия.

Тем не менее, когда Платон говорит "философ", он в первую очередь подразумевает "мистик" (пусть даже и пытающийся коснуться истины путём умозаключений).

Вернёмся к государству. В трактате "Государство" Платон кратко описывает пять современных ему вариантов государственного устройства: аристократия, тимократия (которую мы сегодня называем военной диктатурой), олигархия, демократия и тирания. Если мы попробуем, отринув евгенику Платона, так же кратко описать его идеальное государство, то получится следующее: идеальное государство управляется мистиками из числа воинов и придерживается религиозного фундаментализма в законодательной и культурной сферах. Далее мы, во-первых, подробнее разберём это определение, а во-вторых, покажем, что именно такое государственное устройство лучше всего описывает современный афганский Талибан.

Мистицизм и религиозный фундаментализм являются естественными врагами. Тем не менее, в современном исламе комбинация мистицизма и религиозного фундаментализма представлена в движении Деобанди в рамках суннитского ислама. Это движение возникло в середине XIX века в городе Деобанд в Индии. Значительная часть основателей движения принадлежала к последователям суфизма. Методом "татбик" (процесс, который находит точки соприкосновения между противоречащими утверждениями или идеями) деобандийцы создали «выверенное сочетание фундаменталистской требовательности к чистоте ислама с верностью духовности шейхов». Деобандийская школа отрицает нововведения в исламе, но, тем не менее, допускает практику суфизма - некоторые богословы Деобанди являются приверженцами тарикатов Накшбандия и Кадирия. Комбинация фундаментализма (дающего простые ответы на сложные вопросы) и суфизма (традиционно сильного в Афганистане) оказалась очень привлекательной для афганских племён.

Движение Деобанди распространилось в Афганистан в конце XIX века. В 1947 году в Пакистане, на территории, населённой преимущественно пуштунскими племенами, было основано деобандийское медресе Хакканийа. Именно здесь родилось пуштунское слово "талибан" (от арабского "талиб" — ученик).

Теперь мы последовательно разберём, какие черты идеального государства Платона отражены в режиме талибов.

- Стражи (правители) идеального государства Платона должны быть мудрецами-мистиками. Большинство талибских лидеров училось в Хакканийа (многие из них потом с гордостью добавляли к своему имени слово Хаккани). Когда Талибан взял власть в Афганистане в 1996 году, восемь министров режима были выпускниками этого медресе. Таким образом, в глазах населения они имели ореол мудрости.

- Как и платоновские стражи, лидеры режима были опытными воинами, что подчёркивалось даже их внешним видом. Один пакистанский журналист заметил, что "руководство движения могло бы хвастаться тем, что является самым искалеченным в мире правительством" - среди них были одноглазые, одноногие, безногие.

- Согласно Платону, стражи должны придерживаться умеренности, граничащей с аскетизмом. Лидеры Талибана также вели аскетичный образ жизни.

- Платон требует запретить в искусстве и образовании всё, что может вызвать страх смерти - воин должен не бояться смерти (ср. в исламе райское блаженство, обещанное шахидам).

- Что представляет из себя идеальное государство Платона с законодательной точки зрения? Государство, меняющее свои законы, Платон уподобляет больному: "...они вечно будут устанавливать множество разных законов и вносить в них поправки в расчете, что таким образом достигнут совершенства", "все время вносят поправки в свои законы, думая положить предел злоупотреблениям в делах, но, как я сейчас заметил, не отдают себе отчета, что на самом-то деле уподобляются людям, рассекающим гидру". Законы идеального государства традиционны и незыблемы, весь образ жизни подчинён им, вплоть до детских игр. Раз и навсегда данные законы имеют религиозное обоснование: "...у Аполлона, что в Дельфах, - величайшие, прекраснейшие и первейшие законоположения".

После захвата власти талибы начали строить справедливое государство, основанное на законах шариата — законах, имеющих религиозную основу. Контролировались, как и у Платона, даже детские игры (были запрещены воздушные змеи).

- В государстве Платона запрещена подавляющая часть театральных представлений, музыки, песен, поэзии. Оставлено лишь то, что развивает добродетель, в первую очередь — религиозные произведения. Например: "...в наше государство поэзия принимается лишь постольку, поскольку это гимны богам и хвала добродетельным людям". Отрицаются любые новшества в сфере искусства: "Надо остерегаться вводить новый вид мусического искусства - здесь рискуют всем: ведь нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в самых важных государственных установлениях - так утверждает Дамон, и я ему верю".

В полном соответствии с религиозным фундаментализмом, подобным платоновскому, Талибан запретил музыку, танцы, пение, телевидение, радио.

- В 2001 году лидер Талибана мулла Омар приказал уничтожить все неисламские памятники культуры в афганской провинции Бамиан, включая гигантские статуи Будды. Омар объяснил своё решение следующим образом: "Ночью вдруг словно гора надавила мне на грудь, я увидел свет и услышал голос, который спросил, почему я еще не избавился от этих ложных идолов?" Обратите внимание - бог у Платона тоже может посылать знамения во сне: "...бог — это, конечно, нечто простое и правдивое и на деле, и в слове; он и сам не изменяется и других не вводит в заблуждение ни на словах, ни посылая знамения — ни наяву, ни во сне".

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что режим Талибана как по форме, так и по сути практически совпадает с идеальным государством Платона.

Бертран Рассел в «Истории западной философии» отмечает, что идеальное государство Платона должно быть очень хорошо приспособлено к ведению военных действий. Талибан воюет уже почти 20 лет, последние несколько лет — на два фронта (против афганского правительства с американским экспедиционным корпусом и против ИГИЛ*), и при этом побеждает. Так что, похоже, Рассел был прав — идеальное государство Платона действительно эффективно в случае войны.

В этом году Талибан в первый раз поддержал прекращение огня в течение месяца Рамадан. В ответ афганское правительство выпустило из тюрем несколько тысяч талибов. Если ситуация будет развиваться в этом направлении, то в Афганистане может установиться мир, и тогда мы посмотрим, сможет ли идеальное государство Платона организовать мирную жизнь страны в XXI веке - и какой будет эта жизнь.